160 ЛЕТ РИХАРДУ ШТРАУСУ

СЕГОДНЯ 160 ЛЕТ РИХАРДУ ШТРАУСУ

«Музыкальный революционер»

11 июня 1864 года родился Рихард Штраус — немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром, капельмейстером придворного оркестра, а также дирижером Веймарского придворного театра.
Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни. Смелое новаторство молодого Штрауса вызывало резкие нападки и дискуссии. В 20-30-х гг. XX в. поборники новейших течений объявляли творчество композитора устаревшим и старомодным. Однако, вопреки этому, его лучшие произведения пережили десятилетия и сохранили свое обаяние и ценность до наших дней.
С 4 лет обучался игре на фортепьяно. В 6 лет сочинил первые пьесы, а также сделал попытку написать увертюру для оркестра. В 1880 году написал свое первое симфоническое произведение — Симфонию ре минор.
В 1882-1883 годах изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете, после чего уехал в Берлин, где познакомился с выдающимся дирижером, руководителем Мейнингенского придворного оркестра Гансом фон Бюловом, который предложил юноше продирижировать сюитой для 13 духовых инструментов. В 1886 году перешел на должность третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. В 1889 году стал дирижером Веймарского придворного театра.
На рубеже XIX-XX веков побывал с гастролями в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В 1896 году впервые посетил Россию.
В 1898-1918 годах работал в Королевской опере в Берлине. Был избран президентом Всеобщего германского музыкального союза, одним из первых внес в рейхстаг законопроект об охране авторских прав композиторов.
Штраус сочинял почти во всех основных музыкальных жанрах, однако главные его достижения связаны с симфоническими поэмами и операми. В 1888 году была исполнена первая симфоническая поэма композитора «Из Италии», созданная в духе программного симфонизма Гектора Берлиоза и Ференца Листа, а также оркестрового письма Рихарда Вагнера. В 1889 году Штраус написал симфоническую поэму «Дон-Жуан», которая сделала его по-настоящему знаменитым. К этому времени композиторский стиль Штрауса пережил радикальную эволюцию, он избавился от ученических черт и влияния романтизма, что позволило композитору стать в 1890-1900-е годы одним из самых передовых представителей новых течений, в том числе — программной музыки.
Всего Штраусом было написано семь симфонических поэм. Одним из самых ярких творений в этом стиле признана поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Через год появилась написанная под влиянием философии Фридриха Ницше поэма «Так говорил Заратустра». «Симфонический» период творчества Штрауса завершился созданием «Домашней симфонии».
С начала ХХ века композитор посвятил себя оперному жанру. Первые оперы Штрауса «Гунтрам» и «Погасшие огни» были написаны под сильным воздействием Вагнера. Созданная в 1905 году по мотивам одноименной драмы Оскара Уайльда «Саломея» хотя и была встречена неоднозначно, стала настоящей сенсацией музыкального сезона.
В 1908 году появилась написанная в духе экспрессионизма опера «Электра», ставшая первым опытом сотрудничества композитора с австрийским поэтом и драматургом Гуго фон Гофмансталем. С этого момента Гофмансталь стал главным либреттистом Штрауса, их дружба и совместное творчество продлились почти 30 лет.
В 1910 году Штраус создал самую популярную из своих опер — стилизованную под произведения XVIII века комедию «Кавалер розы». Большинство критиков признают эту оперу главным шедевром композитора.
В 1914 году Штраус попробовал себя в балетной музыке, создав одноактный балет «Легенда об Иосифе».
В 1919 году возглавил Венскую оперу и руководил ею совместно с австрийским композитором Францем Шальком до 1924 года.
В 1920-е годы композитор принял участие в организации знаменитого международного Зальцбургского фестиваля, создал вокальные циклы на стихи Гете, Шекспира, Гейне, балет-дивертисмент «Сбитые сливки», комическую оперу «Интермеццо».
С ноября 1933 года по июнь 1935 года был президентом Имперской музыкальной палаты.
В 1936 году композитор написал гимн для XI летних Олимпийских игр в Берлине и лично продирижировал им.
В этот же период появляются поздние оперы Штрауса «День мира», буколическая трагедия «Дафна» и веселая мифологическая опера «Любовь Данаи».
В 1940 году Штраус написал «Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии». В 1942 году в Мюнхене была поставлена последняя опера композитора — «Каприччио».
В 1943 году потрясенный разрушениями в родном Мюнхене Штраус написал скорбную пьесу для струнных «Метаморфозы».
В поздний период творчества он отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств, писал преимущественно романсы и оркестровые сюиты.
С 1945 года вместе с семьей жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны был привлечен к суду по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Получил оправдательный приговор.
Последним произведением композитора стали «Четыре последние песни для сопрано и оркестра».
Значительно литературное наследие Штрауса: он пересмотрел и дополнил «Трактат об инструментовке» Берлиоза, написал автобиографическую книгу «Размышления и воспоминания», вел обширную переписку с Роменом Ролланом, Гансом фон Бюловым, Гуго фон Гофмансталем, Стефаном Цвейгом.
8 сентября 1949 года композитор умер в своем поместье в Гармиш-Партенкирхене.

 

https://vk.com/club77603614?w=wall-77603614_7326%2Fall