СЕГОДНЯ РОДИЛСЯ ЖАН-ОГЮСТ-ДОМИНИК ЭНГР

СЕГОДНЯ РОДИЛСЯ ЖАН-ОГЮСТ-ДОМИНИК ЭНГР

Жан-Огюст-Доминик Энгр — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. Отец был его первым учителем. Он же научил мальчика играть на скрипке, и во время учебы в Тулузской академии художеств, будущий живописец подрабатывал, играя в театральном оркестре.
Дальнейшее художественное образование Энгр получил в школе изящных искусств в Париже, в мастерской знаменитого Давида. Помимо профессионального мастерства, Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника, о том, что цель искусства — в воспитании моральных и гражданских добродетелей. Преклонение перед античностью определяло и отношение к натуре — художник должен отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы.
Уже первые работы, выставленные в Салоне 1806 года, — «Портрет Наполеона», «Автопортрет», портреты семьи Ривьер — привлекли внимание критики. Но Энгра обвинили в «готичности», в том, что он хочет «вернуть искусство назад, в XV век». Произведения Энгра были не похожи ни на работы мастеров XVIII века, ни на портреты Давида. Это было новое отношение к человеческой личности, которое почувствовал и запечатлел в искусстве живописец из Монтобана.
Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Фигура девушки в белом платье возвышается на фоне пейзажа. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Красота для него — понятие не только эстетическое, но и моральное, нравственное, связанное с представлениями о добре и справедливости.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Люди открыто общаются друг с другом. Такими предстают они в «Семье Форестье». Рисунок быстрый и легкий. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, придавая рисункам прозрачность и одухотворенность.
Но главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. В них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы, с ними связывал надежду на славу и признание. Однако огромное полотно «Обет Людовика XIII» хотя и принесло художнику признание и орден, производит впечатление надуманной композиции.
Энгр выполняет ряд официальных заказов, создает огромные многофигурные композиции, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда, но вещи получаются маловыразительными. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Симфорион». В этом была трагедия художника, который, начиная писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин.
Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему славу. В историю искусства он вошел, прежде всего, как великолепный портретист и замечательный мастер рисунка.
Умер художник 14 января 1867 г. от воспаления легких, прожив 86 лет. Детей у него не было. Все имущество было завещано родному городу Монтобану, где открылся действующий и сейчас Музей Энгра.
Книги о жизни и творчестве французского художника находятся в фонде отдела искусств информационно-культурного центра «Мастерская искусств» — модельной библиотеке-филиале № 3.
Добро пожаловать!