ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ЛАНСЕРЕ
СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ЛАНСЕРЕ
Евге́ний Алекса́ндрович Лансере́ — русский скульптор-анималист, почётный вольный общник Императорской Академии художеств. Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечён всю жизнь, — лошадей. Впоследствии совершил ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы, значительно обогатившие его творчество
Большое влияние на судьбу Евгения Лансере оказал переезд в Санкт-Петербург в 1861 году. В год переезда отец, Александр Павлович, сумел познакомить сына с Иваном Айвазовским и одним из лучших на тот момент создателей анималистической скульптуры, автором знаменитых коней на Аничковом мосту Петром Карловичем Клодтом. Оба художника высоко оценили творчество юного скульптора.
Профессионально художественному ремеслу Евгений Лансере не обучался, но и назвать его художником-самоучкой все же нельзя. Одновременно с занятиями в университете он много и плодотворно работал в мастерских известных петербургских скульпторов, в том числе в мастерской выдающего мастера кабинетной скульптуры Николая Либериха. В 1867 и 1876 годах он дважды ездил в Париж изучать художественное литье.
В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.
Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Беларуси, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.
Известным в определённой среде Лансере был не только как скульптор, но и как завзятый лошадник. Мечтал он об этом с детства, а потом породнившись с семьёй Бер, исполнил заветное желание. Разведением лошадей занимался профессионально.
Умение работать с формой, композиционное совершенство и внимание к деталям быстро сделали Евгения Александровича востребованным и популярным автором кабинетной скульптуры. И если в 1860-е годы его работы преимущественно создавались по заказам, то в 1870-х многие его модели стали использоваться для создания серийных форм. Большую роль в популяризации и распространении творчества Евгения Лансере сыграл владелец литейной фабрики Феликс Шопен, в конце 1870-х годов купивший у скульптора ряд моделей, среди которых были знаменитые «Прощание казака с казачкой» и «Ловля дикой лошади».